- Принцип развивающего обучения
- Принцип вариативности
- Принцип общего психологического пространства
- Принцип активности
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются дети в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса, учитывается специфика города, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.
3.1. Цели и задачи программы развития ДОУ
Целью программы развития ДОУ на период до 2017 года является:
· Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Основными задачами развития выступают:
1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
· новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей),
· новых образовательных технологии (проективная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.)
· обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологии в образовательный и управленческий процесс
2. Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей
3.Создание системы консультирования и сопровождения родителей
4.Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
5.Укрепление материально – технической базы ДОУ.
При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:
· Обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения детьми ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения.
· Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования).
· Овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения.
· Формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса.
· Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий.
· Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы.
· Повышение профессионального мастерства педагогов.
· Расширение связей с учреждениями-партнерами.
3.2. Механизм реализации Программы
Система контроля за реализацией Программы включает:
- мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей программных мероприятий на основе периодической отчетности;
- оценку социально-экономической эффективности реализации Программы.
Информация о реализации Программы рассматривается ежегодно на Педагогическом совете ДОУ.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников.
Прогнозируемый результат программы развития
к 2017 году
Предполагается что:
1. Для детей и родителей:
- каждому ребенку будут предоставлены условия для полноценного личностного роста
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования
- обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого ребенка ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ
Задачи, направление деятельности |
Сроки
|
Ответственный
|
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1. Оформление пакета документов по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ. 2. Проведение педагогических советов и других мероприятий по реализации ФГОС 3. Подведение итогов работы и выявление результативности изучения ФГОС в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете. |
+
+ |
+ +
+ |
+ |
|
Зав. ДОУ, воспитатели |
Основная общеобразовательная программа ДОУ 1. Работа по основной общеобразовательной программе под ред. М.А.Васильевой 2. Работа по рабочим программам педагогов. |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
|
3. Организация деятельности ДОУ по направлениям: познавательно-речевое: - совершенствовать работу по созданию условий для развития познавательно-речевой деятельности с учётом индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку; - активизировать работу педагогов по повышению качества развития речевых навыков дошкольников; - повысить качество познавательно-речевого развития детей путём совершенствования модели взаимодействия всех специалистов; - активизировать работу педагогов по созданию авторских вариативных форм кружковой работы. социально-личностное: - разработать модель взаимодействия педагогического персонала ДОУ в реализации направления социально-эмоционального развития дошкольников - совершенствовать работу по созданию условий для развития игровой деятельности детей с учётом индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку; - систематизировать работу педагогического коллектива ДОУ по развитию игровой деятельности детей; - обогатить условия для развития самостоятельности и инициативности детей в трудовой деятельности. художественно-эстетическое: - систематизировать образовательную работу, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие детей; - оптимизировать условия, способствующие развитию творческих способностей детей в музыкальной и изобразительной деятельности; - организовать сотрудничество с учреждениями окружающего социума для повышения качества художественно-эстетической деятельности, установления постоянных связей и формирования театральных традиций в ДОУ; - повысить качество художественно-эстетического воспитания детей путём совершенствования модели взаимодействия всех специалистов. физическое развитие: - обеспечить комплексный подход к решению задач по физической подготовке детей и снижению детской заболеваемости:
- совершенствовать работу по обеспечению физического и психического здоровья детей путём внедрения новых здоровьесберегающих технологий; - систематизировать работу по охране и укреплению здоровья детей посредством формирования представлений о здоровом образе жизни и правилам личной безопасности; - повысить эффективность процесса здоровьесбережения детей в ДОУ на основе взаимодействия детского сада с семьёй, учреждениями образования, культуры и спорта; - совершенствовать работу по охране и укреплению здоровья детей посредством оптимизации закаливающих процедур. |
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+ |
Зав. ДОУ, Воспитатели |
3. Организация дополнительных образовательных услуг (платных): - Продолжить работу кружков в целях развития склонностей и интересов детей. |
+ |
+ |
+
|
+ |
Зав. ДОУ, воспитатели |
4. Организационные основы для реализации программы. - Рассмотреть Программу Развития на педагогическом совете и общем собрании трудового коллектива. - Обеспечить реализацию совершенствования работы ДОУ по всем направлениям. - Анализ реализации Программы в конце учебного года. |
+
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
Зав. ДОУ, воспитатели
|
5. Информирование о реализации Программы развития ДОУ
- Анализ реализации Программы Развития на педагогических советах и общих собраниях трудового коллектива.
- Размещение информации о деятельности на сайте ДОУ,
- Подготовка материалов о деятельности ДОУ на конкурсы: городские, районные.
|
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
Зав. ДОУ, воспитатели
|
6. Создание условий для дальнейшего развития ДОУ. Укрепление материально-технической базы.
- Проведение аттестации педагогических кадров.
- засечивание оконных блоков в группе.
- частичная замена игрового оборудования и мебели в группе.
- модернизация кухонного оборудования
- косметический ремонт санузла на 1 этаже.
- роспись лестничного марша.
Методический кабинет: -приобрести мультимедийное оборудовани
ГРУППА ДОУ:
- Приобрести кукольный театр - Приобрести искусственную ель - Приобрести музыкальный центр - Приобрести массажные мячи, обручи. - продолжить обновление мебели для игрового оборудования в группе. - наглядный и раздаточный материал для НОД. - пополнение предметно – пространственной среды |
+
+
+
+
+ +
|
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
|
+
+
|
Зав. ДОУ.
|
7. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Курсы повышения квалификации (по плану).
- Самообразование; Методическая работа в ДОУ. - Изучение новинок издательской и методической литературы. - Создание единого банка достижений ДОУ. - Создание компьютерного банка инновационной деятельности ДОУ. - Повышение информационно-компьютерной компетентности (ИКТ) педагогов. - Участие педагогов в выставках, семинарах, смотрах-конкурсах и методических объединениях городского, районного уровней. |
+
+ +
+
+
+
+
|
+
+ +
+
+
+
+
|
+
+ +
+
+
+
+
|
+
+ +
+
+
+
+
|
Зав. ДОУ. Воспитатели
|
8. Осуществление взаимодействия с родителями. Повышение психологической и педагогической культуры, компетентности и участия семьи в жизни ДОУ. - Проведение систематической работы по выявлению запросов родителей о содержании и качестве образования в ДОУ. - Привлечение родителей и детей к участию в совместных мероприятиях (праздника, экскурсиях, субботниках). - Консультации инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя и воспитателей для родителей детей, посещающих ДОУ. - Изучение социального заказа родителей для расширения сферы дополнительного образования. - Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями. - Обновление стенда нормативных документов регламентирующих деятельность ДОУ. - Обновление информационного стенда. - Информирование родителей об уровне развития и здоровья детей. |
+
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
Зав. ДОУ.
Педагоги ДОУ
Зав. ДОУ. Педагоги ДОУ
Зав.ДОУ
Педагоги ДОУ
Зав. ДОУ Ст. медсес- тра
|
9. Определение содержательных связей с учреждениями. с медицинскими учреждениями: -МУ«Детская поликлиника №2»; с учреждениями образования: - Лицеем №22
с учреждениями сферы досуга и культуры: - Филармония - Драмтеатр им. И.С.Тургенева -Дворец детского творчества им. Гагарина
с учреждениями физкультуры и спорта: - Дворец спорта
|
+ +
+ + +
+
|
+ +
+ + +
+
|
+ +
+ + +
+
|
+ +
+ + +
+
|
Зав. ДОУ |
«Согласовано» «Утверждено» Начальник Приказом № __ от «__» января 2014г. Управление образования администрации Заведующая МБДОУ города Орла «Детский сад №4» ______________А.В.Шатохин _______________А.И.Васютина
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МБДОУ «Детский сад №4»
на 2014-2017 годы
Утверждено на общем собрании
трудового коллектива.
Протокол № __от «__»_______2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы развития ……………………………………………………...4
1. Информационная справка…………………………………………………………6
1. 1. Сведения о МБДОУ Детский сад № 4…………………………………………6
1.2. Сведения о детях…………………………………………………………………7
1.3. Кадровое обеспечение…………………………………………………………...8
1.4. Сведения о родителях……………………………………………………………8
1.5. Характеристика социума………………………………………………………...9
1.6. Предметно-развивающая среда………………………………………………...10
1.7. Обеспечение безопасности, энергосбережения и повышение эффективности образовательного учреждения ……………………………………………………..11
1.8. Материально-техническая база………………………………………………...11
1.9. Программно-методическое обеспечение……………………………………...11
Глава 2. Проблемно-ориентированный анализ…………………………………….13
2.1. Охрана здоровья и здорового образа жизни…………………………………..13
2.2. Познавательно-речевое развитие………………………………………………14
2.3. Социализация……………………………………………………………………14
2.4. Взаимодействие со школой…………………………………………………….15
2.5. Работа с родителями…………………………………………………………….16
2.6. Итоги и перспективы……………………………………………………………16
Глава 3. Концепция………………………………………………………………….17
3.1. Цели и задачи программы развития ДОУ…………………………………….19
3.3. Механизм реализации Программы…………………………………………….20
Содержание ПРОГРАММЫ ……………....………………………………………..22
Приложения:
-План финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год…………………………………….28
Паспорт Программы развития
Наименование Программы |
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г.Орла» на 2014-2017 годы |
Основания для разработки программы |
· Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
|
Назначение программы |
• Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы детского сада за предыдущий период. • Отражение тенденции изменений: охарактеризованы главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. |
Проблема |
· Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования. · Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования · Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. · Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. |
Разработчики программы |
Заведующая детским садом Васютина А.И.
рабочая группа педагогических работников детского сада |
Исполнители мероприятий Программы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г.Орла» |
Сроки реализации программы |
Программа реализуется в период 2014-2017 гг. |
Цель |
· Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. · Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. |
Задачи
|
· Сохранение качества воспитания и образования в ДОУ · Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе. · Совершенствование материально-технического и программного обеспечения. · Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности · Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. |
Финансовое обеспечение программы |
· Рациональное использование бюджета · Спонсорская помощь, благотворительность · |
Ожидаемые результаты:
|
· Повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ. · Внедрение информационных технологий в образовательный процесс. · Создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ. · Улучшение состояния здоровья детей способствует повышению качества их образования · Повышение технологической культуры педагогов · Качество сформированных ключевых компетенций способствует успешному обучению ребёнка в школе · Органы государственно-общественного управления учреждением способствует повышению качества образования дошкольников |
1. Общая характеристика образовательного учреждения.
1. 1. Сведения о МБДОУ Детский сад № 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г.Орла» относится к типу: дошкольное образовательное учреждение, виду: детский сад, реализует общеобразовательную программу дошкольного образования.
МБДОУ «Детский сад № 4» осуществляет свою деятельность на основании:
- лицензии – Серия РО № 022423, регистрационный № 255 от 20.03.2012 г.;
Вид права: Оперативное управление.
Официальное наименование Учреждения:
полное: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г. Орла»;
сокращенное: МБДОУ «Детский сад № 4»
Место нахождения Учреждения:
- юридический адрес Учреждения: 302028, г. Орел, ул. Ленина, 2426
- фактический адрес Учреждения: 302028, г. Орел, ул.Ленина,2426
Телефон (0862) 76-30-83;
Е-mail: d.s.4@yandex.ru
Учредитель ДОУ – муниципальное образование «Город Орел», в лице управления образования администрации города Орла
Детский сад функционирует с 1964 года, расположен в жилом доме, техническое состояние удовлетворительное. Учреждение рассчитано на 1 группу. В ДОУ имеется групповая комната, спальня, методический кабинет, пищеблок.
В детском саду воспитывается 22 ребенка. На основании Устава МБДОУ детский сад работает в 12-часовом режиме (с 7.00 до 19.00 часов), при пятидневной рабочей неделе, выходные дни – суббота и воскресенье.
В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Уставом дошкольного образовательного учреждения, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей - как физического, так и психологического.
Основной цельюдеятельности Учреждения является:
- создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивающих всестороннее развитие способностей ребенка.
Основными задачами Учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- воспитание уважения к языкам, национальным ценностям, культуре страны, в которой ребенок проживает;
- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, толерантности, чувства собственного достоинства.
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основными программами, реализуемыми в МБДОУ «Детский сад № 4» и обеспечивающими целостность воспитательно – образовательного процесса, являются:
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
- «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной, Н.Л.Князевой
1.2. Сведения о детях.
Контингент детей формируется в соответствии с их возрастом. Комплектование контингента детей осуществляется на основании Устава МБДОУ, Положения о порядке комплектования детьми муниципального дошкольного образовательного учреждения.
В детском саду функционирует 1 разновозрастная группа: возраст детей от 3-х до 7 лет.
Характеристика детей по состоянию здоровья:
Год |
Д/дни |
2010 - 2011 |
5,6 |
2011 - 2012 |
5,5 |
2012 – 2013 |
5,2 |
1.3. Кадровое обеспечение.
Педагогический коллектив детского сада укомплектован полностью.
В детском саду работают:
Заведующая:
Васютина Алла Ивановна -
Образование высшее педагогическое, педагог высшей квалификационной категории, стаж педагогической деятельности – 28 лет, в данной должности – 11 лет. Награждена Почетной грамотой Министерства образования в 2012 г.
Состав педагогов по стажу, образованию и квалификационной категории представлен в таблицах.
Сведения о педагогических работниках.
По образованию |
|
Высшее |
4 человека |
Не законченное высшее |
- |
Среднее специальное |
- |
Без образования |
- |
По категории |
|
Высшая квалификационная категория |
2 человека |
Первая квалификационная категория |
- |
Вторая квалификационная категория |
2 человека |
Без категории |
- |
По стажу |
|
Менее 5 лет |
- |
От 5 до 10 лет |
1 человек |
От 10 до 15 лет |
|
От 15 и более лет |
3 человека |
Воспитатели постоянно работают над самообразованием, участвуют в семинарах – практикумах, конференциях и конкурсах.
1.4. Сведения о родителях.
Качественный состав семей |
Социальный состав семей |
|||||||
Полные семьи |
Многодет. |
Неполные семьи (15) 7,1% |
Рабочие |
Служащие |
Бизнесмены |
|||
|
|
Матери одиночки |
Разведены |
Вдовы |
Дети на попечении |
|
|
|
20
|
3
|
-
|
2
|
-
|
-
|
3 |
15
|
4
|
Во взаимодействии с семьями используются следующие формы работы:
- Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, беседы, тематические выставки, родительский комитет.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: Дни открытых дверей, праздники, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ.
- Наглядно-информационные формы работы с родителями: памятки, рекомендации, фотовыставки, плакаты.
Функционирует информационный сайт ДОУ. Заведующей совместно с педагогами подготавливается и размещается необходимый материал.
Родители в целом положительно оценивают уровень работы ДОУ: учитываются и выполняются их пожелания и требования, родители удовлетворены стилем общения персонала ДОУ как с детьми, так и с родителями.
1.5. Характеристика социума
ДОУ занимает часть 1 и 2 этажей жилого дома в центре города на пешеходной улице.
Позитивные факторы микросоциума:
- наличие в ближайшем окружении детского сада зданий жилищного фонда
- наличие в ближайшем окружении детского сада лицея №22
- наличие в ближайшем окружении детского сада объектов социальной культуры: детского парка, кинотеатра «Победа», драмтеатра им. И.С.Тургенева, дворца творчества для детей им. Ю.А.Гагарина, областной филармонии.
Таким образом, окружающая социальная среда содействует развитию познавательной деятельности, формирует определенные представления о близких и конкретных факторах общественной жизни, труда и быта людей, удовлетворяет интеллектуальные, эмоциональные, эстетические запросы, потребности в физическом развитии.
Негативные факторы микросоциума:
- Из-за насыщенности объектов в центре города, у ДОУ нет своей территории.
Процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в детском саду носит комплексный, плановый характер. Разработана образовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие во взаимосвязи. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки. Образовательная программа определяет следующие задачи:
- формирование у дошкольников определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков;
- развитие высших психических функций и предпосылок к школьному обучению у детей в соответствии с индивидуальными особенностями и функциональными отклонениями в физическом и психическом развитии;
- совершенствование средств, методов и форм физического воспитания детей;
- обеспечение социальной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Вышеперечисленные задачи реализовываются педагогическим коллективом согласно Учебному плану ДОУ в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, Образовательной программой ДОУ.
1.6. Предметно-развивающая среда.
В ДОУ создана предметно-развивающая среда, отвечающая требованиям СанПиН, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется так, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти себе увлекательное дело, занятие. Помещение группы оборудовано игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей. В группах созданы условия для самостоятельной деятельности детей на основе свободного выбора; обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подбирается с учетом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; в группах создаются музыкальные, театрализованные уголки, условия для творческого развития.
1.7. Обеспечение безопасности, энергосбережения и повышение эффективности образовательного учреждения
В настоящее время важной задачей является обеспечение безопасности образовательного учреждения по следующим основным направлениям:
- оснащение образовательного учреждения техническими средствами обеспечения безопасности;
- приведение в соответствие с существующими требованиями здания образовательного учреждения;
- совершенствование системы подготовки детей в области программы «Безопасность».
Во ДОУ установлена АПС, кнопка экстренного вызова.
В ДОУ ежегодно проводится работа по экономии энергоресурсов: заменены все деревянные окна на пластиковые и др. По результатам энергетического обследования оформлен энергетический паспорт образовательного учреждения как потребителя энергоресурсов.
1.8. Материально-техническая база.
Развитие материальной базы тесно связано с бюджетным финансированием.
Состояние материально-технической базы соответствует требованиям СанПиН.
1. Программно-методическое обеспечение.
В ДОУ разработана, утверждена и реализуется основная образовательная программа.
Общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 4»
Цели и задачи образовательной программы ДОУ:
• Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей, каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
• Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития.
• Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям.
• Использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие.
• Повышение профессионального мастерства педагогов.
В качестве комплексной программы используется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Основными приоритетными направлениями образовательного процесса становятся – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
В своей работе педагогический коллектив использует такие инновационные программы и технологии, как:
- по экологии:
«Юный эколог» Николаевой С.Н.,
- по ОБЖ:
«Безопасность» Авдеевой Н.Н., Стеркиной Р.Б., Князевой Н.Л.
- по физическому воспитанию:
«Физкультурные занятия в детском саду» Л.И. Пензулаевой,
- по разделу художественно – продуктивной деятельности:
«Декоративно – прикладное искусство» Молчевой А.В.,
«Нетрадиционная техника рисования» Козаковой Т.Г.
«Детское художественное творчество» Комаровой Т.С.
- по разделу элементарных математических представлений:
«Занятия по ФЭМП» Помораевой И.А., Позиной В.А.
- по разделу познавательной деятельности;
«Познай себя» Головниной В.Ф.,
«Методика развития речи детей дошкольного возраста» Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
- по музыкальному развитию:
«Музыкальное воспитание в детском саду» Зацепиной М.Б.
Глава 2. Проблемно-ориентированный анализ
Анализ работы МБДОУ «Детский сад №4» за период 2010 – 2013 год показал, что детский сад осуществляет свою основную деятельность в режиме функционирования.
В последнее время наметилась тенденция положительных результатов воспитательного процесса и условий, обеспечивающих его.
2.1. Охрана здоровья и здорового образа жизни
С целью сохранения физического и психического здоровья детей ежегодно большое внимание в ДОУ уделяется организации адаптации детей к детскому саду и реализации системы оздоровительной работы. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду ведется с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей, перенесенных ими заболеваний, принципа постепенности воздействия того или иного фактора оздоровления, а также с учетом паспорта здоровья, мониторинга физической подготовленности детей, которая проводится 2 раза в год. Показатели посещаемости и заболеваемости детей за последние 3 года представлены в таблице.
Наименование показателей |
2011г. |
2012 г. |
2013 г. |
Среднесписочный состав |
21 |
22 |
22 |
Пропущено 1 ребенком по болезни |
5,6 |
5,5 |
5,2 |
Годы |
Всего заболевших |
По типам заболеваний |
Имеющих хроническое заболевание |
Имеющих инвалидность |
Случаи травматизма |
|
Инф |
Сомат |
|||||
2011 |
17 |
- |
17 |
3 |
- |
- |
2012 |
16 |
- |
16 |
2 |
- |
- |
2013 |
15 |
- |
15 |
2 |
- |
- |
В течение всего периода велась целенаправленная работа по созданию условий для физического воспитания детей, их развития и активности в группе и на прогулках.
В ДОУ практикуется сочетание разнообразных форм организации двигательной активности детей; непосредственно образовательная деятельность по физической культуре сочетается с корригирующей гимнастикой. Педагогический коллектив старается достичь баланса между интеллектуальной и физической нагрузкой – двигательная активность детей чередуется с игровыми ситуациями познавательного и художественно – эстетического цикла. В ДОУ были проведены консультации для воспитателей по вопросам здоровьесбережения: «Как быть здоровым душой и телом», «Физическая готовность детей к школьному обучению». Во всех возрастных категориях определена динамика развития физических качеств и физического развития детей, соответствие этих показателей нормативам, что позволяет судить об уровне физического воспитания в ДОУ, его целенаправленности.
Безболезненно проходит кризис 3-х лет и адаптационный период при поступлении в ДОУ.
2.2. Познавательно-речевое развитие
В рамках реализации Программы развития по повышению качества работы по познавательно-речевому развитию дошкольников проведена следующая работа.
Методическая работа выстраивалась с учетом диагностического обследования дошкольников. Проведена консультация для воспитателей «Словесные игры для малышей».
На педсовете рассматривался вопрос «Развитие речи и экспериментирование», в группе был оформлен речевой уголок, проводились открытые просмотры игровых ситуаций в группе по обучению грамоте и поисково-исследовательской деятельности. Большое внимание уделялось развитию элементарных математических представлений, формированию логического мышления.
В ходе реализации программы в 2010 – 2013 г.г. были выявлены следующие трудности: недостаточно разнообразная речевая предметно-развивающая среда в группе; недостаточно разнообразный методический инструментарий воспитателей при подготовке и проведении игровых ситуаций в области «Коммуникация»; мало времени уделяется воспитателями индивидуальной работе с детьми.
2.3. Социализация
По формированию нравственно-волевых качеств и творческих способностей детей в ДОУ целенаправленно и планомерно велась работа по организации и оснащению игровой деятельности. Подводя итоги изучения различных форм игровой деятельности, следует отметить, работа педагогического коллектива ведется на должном уровне. Содержание мероприятий по формированию нравственно-волевых качеств и организации игровой деятельности дошкольников реализуется через разнообразные формы работы с детьми, а также через взаимодействия с семьей.
Для успешной организации сюжетно – ролевых игр воспитатели совместно с родителями дополнили и обновили атрибуты и предметы заместители.
Игровое пространство в группе дополнено атрибутами к сюжетно – ролевым играм на современную тематику в соответствии с возрастными особенностями дошкольников: «Салон красоты», «Готовим весело», «Автобус», «У врача», «Юные экологи».
Большое внимание было уделено обновлению методического кабинета новинками методической литературы по нравственному воспитанию, трудовому воспитанию, организации сюжетно – ролевых игр.
Работа педагогического коллектива с 2010 по 2013 года была построена в соответствии с разделами годовых планов и производилась в установленные сроки. Проведены педсоветы «Учим детей, играя», «Сюжетно-ролевые игры на прогулке» на которых подведены итоги тематических проверок «Сюжетно-игровые ситуации во всех возрастных категориях», «Игровое зонирование в группе». Проведены консультации для воспитателей и родителей: «Приобщение детей к народной игровой культуре», «Современные подходы к организации игрового пространства», «Играя, творим», «Роль семьи в игровой деятельности детей».
Основным показателем эффективности педагогического процесса является развитие нравственно-волевых качеств каждого ребенка. Планирование, организация совместной деятельности детей и взрослых, выбор средств и способов решения определенных целей и задач строились на основе данных, характеризующих процесс развития и возрастные возможности каждого ребенка, на изучении динамики их развития.
2.4. Взаимодействие со школой
Наш детский сад осуществляет совместную деятельность с лицеем №22, в которую поступают 80 % выпускников нашего детского сада. В течение учебного года организуются экскурсии детей в школу, дети ходят на подготовку, посещают классы, спортзал, библиотеку. Учителя лицея имеют возможность ближе познакомится с формами работы, которые используются в ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке.
Год |
Количество выпускников |
Количество детей, поступающих в гимназию № 3 |
Успеваемость |
2011 |
5 |
4 ( 80%) |
100 % |
2012 |
6 |
4 ( 67%) |
100 % |
2013 |
7 |
6 (86 %) |
100 % |
В связи с введением Федеральных государственных требований в образовании с сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655, в структуру образовательной программы был добавлен раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.
Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши дети. По результатам индивидуальных бесед с родителями, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают школьную программу.
2.5. Работа с родителями
Понимая, что решение всех задач по воспитанию детей возможно только при тесном контакте с родителями, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №4» старался привлечь родителей к сотрудничеству во всех сферах деятельности. В детском саду имеется разнообразный консультативный материал для изучения родителями по всем интересующим вопросам. Для повышения педагогической компетенции родителей для них организованы: консультации, беседы, систематическое обновление и оформление наглядной агитации, анализ анкетирования, родительские собрания с просмотром игровых ситуаций. Совместно с родителями в детском саду были организованы выставки детских рисунков, поделок «Что нам осень принесла?», «Спортивный уголок», «Речевой уголок», «Театрализованный уголок», совместные праздники и развлечения.
2.6. Итоги и перспективы
Подводя итоги работы за 2010 – 2013 годы по реализации Программы развития, можно сделать следующие выводы:
- Работа коллектива в МБДОУ Детский сад № 4» была направлена на успешное решение поставленных задач, велась систематически и планомерно;
- Разработан пакет нормативных документов, необходимых для функционирования ДОУ:
- обновлен Устав;
- внесены дополнения в штатное расписание;
- разработаны дифференцированные должностные инструкции;
- разработаны и утверждены рабочие программы педагогов;
- обновлен пакет локальных актов учреждения;
- создана рабочая группа из числа педагогов и медицинского работника для разработки проекта Программы развития ДОУ.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Повышение эффективности образовательной системы ДОУ, в рамках ФГОС, способствующей полноценному развитию ребёнка, в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества.
2. Обеспечение развития ребенка в деятельности по четырем основным направлениям: социальное - личностное, познавательное - речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.
3. Создание современной развивающей образовательной среды:
4. Информатизация процесса образования в ДОУ (внедрение информационных технологий в работе с детьми, педагогами и родителями).
5. Создание условий для проявления педагогами творческого отношения к воспитанию и обучению дошкольников.
6. Совершенствование форм взаимодействия педагогов с семьями детей.
7. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Глава 3. Концепция
Актуальность корректировки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:
Основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
· Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым
· Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими
· Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации
· Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)
· Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам
· Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно- образовательном процессе и в системе дополнительного образования.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ «Детский сад №4» служат:
· Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников.
· Использование здоровьесбереающих технологий.
· Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
· Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов, ориентированной на ФГОС.
· Укрепление материально – технической базы ДОУ.
Руководствуясь законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах:
- Гуманизации
- Демократизации
- Дифференциации и интеграции
- Принцип развивающего обучения
- Принцип вариативности
- Принцип общего психологического пространства
- Принцип активности
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются дети в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса, учитывается специфика города, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.
3.1. Цели и задачи программы развития ДОУ
Целью программы развития ДОУ на период до 2017 года является:
· Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Основными задачами развития выступают:
1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
· новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей),
· новых образовательных технологии (проективная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.)
· обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологии в образовательный и управленческий процесс
2. Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей
3.Создание системы консультирования и сопровождения родителей
4.Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
5.Укрепление материально – технической базы ДОУ.
При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:
· Обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения детьми ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения.
· Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования).
· Овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения.
· Формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса.
· Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий.
· Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы.
· Повышение профессионального мастерства педагогов.
· Расширение связей с учреждениями-партнерами.
3.2. Механизм реализации Программы
Система контроля за реализацией Программы включает:
- мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей программных мероприятий на основе периодической отчетности;
- оценку социально-экономической эффективности реализации Программы.
Информация о реализации Программы рассматривается ежегодно на Педагогическом совете ДОУ.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников.
Прогнозируемый результат программы развития
к 2017 году
Предполагается что:
1. Для детей и родителей:
- каждому ребенку будут предоставлены условия для полноценного личностного роста
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования
- обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого ребенка ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ
Задачи, направление деятельности |
Сроки
|
Ответственный
|
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1. Оформление пакета документов по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ. 2. Проведение педагогических советов и других мероприятий по реализации ФГОС 3. Подведение итогов работы и выявление результативности изучения ФГОС в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете. |
+
+ |
+ +
+ |
+ |
|
Зав. ДОУ, воспитатели |
Основная общеобразовательная программа ДОУ 1. Работа по основной общеобразовательной программе под ред. М.А.Васильевой 2. Работа по рабочим программам педагогов. |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
|
3. Организация деятельности ДОУ по направлениям: познавательно-речевое: - совершенствовать работу по созданию условий для развития познавательно-речевой деятельности с учётом индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку; - активизировать работу педагогов по повышению качества развития речевых навыков дошкольников; - повысить качество познавательно-речевого развития детей путём совершенствования модели взаимодействия всех специалистов; - активизировать работу педагогов по созданию авторских вариативных форм кружковой работы. социально-личностное: - разработать модель взаимодействия педагогического персонала ДОУ в реализации направления социально-эмоционального развития дошкольников - совершенствовать работу по созданию условий для развития игровой деятельности детей с учётом индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку; - систематизировать работу педагогического коллектива ДОУ по развитию игровой деятельности детей; - обогатить условия для развития самостоятельности и инициативности детей в трудовой деятельности. художественно-эстетическое: - систематизировать образовательную работу, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие детей; - оптимизировать условия, способствующие развитию творческих способностей детей в музыкальной и изобразительной деятельности; - организовать сотрудничество с учреждениями окружающего социума для повышения качества художественно-эстетической деятельности, установления постоянных связей и формирования театральных традиций в ДОУ; - повысить качество художественно-эстетического воспитания детей путём совершенствования модели взаимодействия всех специалистов. физическое развитие: - обеспечить комплексный подход к решению задач по физической подготовке детей и снижению детской заболеваемости:
- совершенствовать работу по обеспечению физического и психического здоровья детей путём внедрения новых здоровьесберегающих технологий; - систематизировать работу по охране и укреплению здоровья детей посредством формирования представлений о здоровом образе жизни и правилам личной безопасности; - повысить эффективность процесса здоровьесбережения детей в ДОУ на основе взаимодействия детского сада с семьёй, учреждениями образования, культуры и спорта; - совершенствовать работу по охране и укреплению здоровья детей посредством оптимизации закаливающих процедур. |
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+ |
Зав. ДОУ, Воспитатели |
3. Организация дополнительных образовательных услуг (платных): - Продолжить работу кружков в целях развития склонностей и интересов детей. |
+ |
+ |
+
|
+ |
Зав. ДОУ, воспитатели |
4. Организационные основы для реализации программы. - Рассмотреть Программу Развития на педагогическом совете и общем собрании трудового коллектива. - Обеспечить реализацию совершенствования работы ДОУ по всем направлениям. - Анализ реализации Программы в конце учебного года. |
+
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
Зав. ДОУ, воспитатели
|
5. Информирование о реализации Программы развития ДОУ
- Анализ реализации Программы Развития на педагогических советах и общих собраниях трудового коллектива.
- Размещение информации о деятельности на сайте ДОУ,
- Подготовка материалов о деятельности ДОУ на конкурсы: городские, районные.
|
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
Зав. ДОУ, воспитатели
|
6. Создание условий для дальнейшего развития ДОУ. Укрепление материально-технической базы.
- Проведение аттестации педагогических кадров.
- засечивание оконных блоков в группе.
- частичная замена игрового оборудования и мебели в группе.
- модернизация кухонного оборудования
- косметический ремонт санузла на 1 этаже.
- роспись лестничного марша.
Методический кабинет: -приобрести мультимедийное оборудовани
ГРУППА ДОУ:
- Приобрести кукольный театр - Приобрести искусственную ель - Приобрести музыкальный центр - Приобрести массажные мячи, обручи. - продолжить обновление мебели для игрового оборудования в группе. - наглядный и раздаточный материал для НОД. - пополнение предметно – пространственной среды |
+
+
+
+
+ +
|
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
|
+
+
|
Зав. ДОУ.
|
7. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Курсы повышения квалификации (по плану).
- Самообразование; Методическая работа в ДОУ. - Изучение новинок издательской и методической литературы. - Создание единого банка достижений ДОУ. - Создание компьютерного банка инновационной деятельности ДОУ. - Повышение информационно-компьютерной компетентности (ИКТ) педагогов. - Участие педагогов в выставках, семинарах, смотрах-конкурсах и методических объединениях городского, районного уровней. |
+
+ +
+
+
+
+
|
+
+ +
+
+
+
+
|
+
+ +
+
+
+
+
|
+
+ +
+
+
+
+
|
Зав. ДОУ. Воспитатели
|
8. Осуществление взаимодействия с родителями. Повышение психологической и педагогической культуры, компетентности и участия семьи в жизни ДОУ. - Проведение систематической работы по выявлению запросов родителей о содержании и качестве образования в ДОУ. - Привлечение родителей и детей к участию в совместных мероприятиях (праздника, экскурсиях, субботниках). - Консультации инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя и воспитателей для родителей детей, посещающих ДОУ. - Изучение социального заказа родителей для расширения сферы дополнительного образования. - Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями. - Обновление стенда нормативных документов регламентирующих деятельность ДОУ. - Обновление информационного стенда. - Информирование родителей об уровне развития и здоровья детей. |
+
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
Зав. ДОУ.
Педагоги ДОУ
Зав. ДОУ. Педагоги ДОУ
Зав.ДОУ
Педагоги ДОУ
Зав. ДОУ Ст. медсес- тра
|
9. Определение содержательных связей с учреждениями. с медицинскими учреждениями: -МУ«Детская поликлиника №2»; с учреждениями образования: - Лицеем №22
с учреждениями сферы досуга и культуры: - Филармония - Драмтеатр им. И.С.Тургенева -Дворец детского творчества им. Гагарина
с учреждениями физкультуры и спорта: - Дворец спорта
|
+ +
+ + +
+
|
+ +
+ + +
+
|
+ +
+ + +
+
|
+ +
+ + +
+
|
Зав. ДОУ |
© 2016. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 города Орла»
Разработка сайта Центр интернет-образования